Работа с детьми с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) в школе требует определенных условий. Инклюзия в школе предполагает разработку и реализацию индивидуальных подходов к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. В данной статье мы рассмотрим требования к обучению детей ОВЗ, а также изучим, как организовать обучение детей ОВЗ в рамках инклюзивной образовательной программы.
Обучающиеся с ОВЗ - это дети, у которых есть физические или психологические недостатки, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). К детям с ОВЗ относятся:
- Дети с нарушениями слуха, такие как глухие, слабослышащие, позднооглохшие или оборудованные кохлеарными имплантатами.
- Дети с нарушениями зрения, включая слепых и слабовидящих.
- Дети с тяжелыми нарушениями речи.
- Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Дети с задержкой психического развития.
- Дети с расстройствами аутистического спектра.
- Дети с сложными дефектами, характеризующимися тяжелыми и множественными нарушениями развития.
- Дети с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями.
Организация обучения детей с ОВЗ в школах требует особого внимания и подхода. Важно создать инклюзивную образовательную среду. Это подразумевает разработку адаптированных учебных программ и обеспечение специальных условий, способствующих развитию и взаимодействию детей с ОВЗ с окружающими.
Как организовать обучение детей ОВЗ: подготовка образовательных документов
При организации инклюзивного образования для детей с ОВЗ, важно учитывать их особенности. В начальных классах для таких учеников применяются специальные образовательные стандарты:
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования для обучающихся с ОВЗ
- ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
Когда школьники с ОВЗ переходят в среднюю и старшую школу, они учатся по обычным ФГОС. Но помимо общих стандартов, существуют и другие программы для детей ОВЗ, которые играют роль в их образовательном процессе:
- Адаптированные образовательные программы (АОП) разрабатываются индивидуально для каждого ребенка с ОВЗ на один учебный год.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) пишется с учетом уровня образования и специфических потребностей каждого ребенка.
- Индивидуальный учебный план (ИУП) разрабатывается, учитывая образовательные потребности конкретного ребенка. Он чаще используется при надомном обучении.
- Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) предназначается для детей с тяжелой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые не могут освоить стандартную программу согласно своему возрасту.
Организация инклюзивного образования: материальная база
В школе должны быть подготовлены особые условия для детей с ОВЗ, согласно Федеральному закону № 273-ФЗ:
- Специальные образовательные программы и методы обучения, которые помогают каждому ребенку учиться в своем темпе.
- Специальные учебники, пособия и материалы, которые адаптированы для удобства обучающихся с ОВЗ.
- Использование специальных технических средств обучения для улучшения процесса обучения.
- Помощь ассистента (помощника), который поддерживает обучающихся и оказывает техническую помощь, если это нужно.
- Групповые и индивидуальные коррекционные занятия, чтобы помочь детям преодолевать трудности и развиваться.
- Обеспечение доступной среды, где дети легко могут перемещаться по школьному зданию и территории.
- Ограниченное количество детей в учебной группе или классе, чтобы обеспечить более качественное обучение и внимание каждому ребенку.
Все эти меры помогают создать инклюзивное образование в школе, где каждый ребенок имеет возможность получить образование, соответствующее его потребностям и способностям.